Что спросить у психолога о ребенке

Готовность ребенка к школьному обучению или О чем будет спрашивать психолог

В подростковом возрасте к обычным школьным проблемам прибавляются любовные драмы: расставания, несчастная любовь, предательство. Особенно травматичны ситуации, когда после расставания школьники продолжают видеться на занятиях. Тревогу у родителей должны вызывать и болезненные отношения: когда дети еще встречается, но один из подростков подавлен, часто плачет.

Детский психолог в СПб и онлайн: диагностика и консультации

Помощь детского психолога необходима, если родители хотят:

  • Получить консультацию по вопросам развития и воспитания ребенка.
  • Помочь адаптироваться ребенку к изменениям: в детском саду, в школе, в новом месте или коллективе.
  • Понять причины упрямства, агрессивности, неадекватного поведения, раздражительности, отказа от еды.
  • Справиться с отсутствием интереса к учебе, неуспеваемостью в школе, компьютерной зависимостью.
  • Поддержать в преодолении стеснительности, неуверенности в себе.
  • Посодействовать в разрешении конфликтов с другими детьми и взрослыми.
  • Помочь наладить контакты со сверстниками и прибрести новых друзей.
  • Справиться с гиперактивностью (СДВГ), неусидчивостью, отсутствием внимания, эмоциональной заторможенностью.
  • Оказать поддержку после пережитых психологических травм: развода родителей, смерти близкого человека, ДТП.
  • Побороть детские страхи (ребенок боится других детей, темноты, оставаться один и т. п.), фобии, тики.
  • Справиться с такими явлениями, как грызение ногтей, сосание пальца, хождение и говорение во сне.

Особого внимания требуют дети с частыми простудными заболеваниями, головной болью, болью в животе, энурезом, бронхиальной астмой, кожными заболеваниями. Эти болезни могут иметь не только физиологические, но и психологические причины.

Spit na ulice s bomzhami Что спросить у психолога о ребенке
Спит на улице с бомжами: вот участь уехавшего из России Панина
9 часов назад
Tepep Что спросить у психолога о ребенке
Тeпepь xолepа: из Κитая можeт пpийти новая эпидeмия
5 часов назад

Если Вы заметили, что в последнее время ребенок ведет себя странно, постоянно грустит, не интересуется любимыми вещами, плачет без видимой причины, стал молчалив и избегает вас, то, возможно, он столкнулся с чем-то, что его беспокоит и с чем он не может справиться самостоятельно. Бывают жизненные ситуации, которые могут существенно повлиять на эмоциональное состояние и поведение ребенка, например:

  • переезд;
  • разлад в отношениях между родителями, которые наблюдает ребенок (ссоры, скандалы, развод);
  • рождение братика или сестренки;
  • утрата одного из родителей или близких родственников;
  • индивидуальные психологические расстройства одного из родителей.

Поговорите с ребенком, постарайтесь осторожно выяснить причину странного, на Ваш взгляд, поведения и совместно найти выход. Если же у Вас не получается найти приемлемое решение самостоятельно, то наиболее правильно будет обратиться за помощью к профессионалу.

Обязательно ли приходить на прием вместе с ребенком?

Конечно, идеальный вариант — это прийти вместе с ребенком, но если по каким-либо причинам ребенок не может присутствовать, то родители или один из родителей может приехать проконсультироваться с психологом и без него.

Сколько примерно понадобится приемов, чтобы помочь ребенку?

Необходимое количество встреч планируется после первого приема и определяется в каждом случае индивидуально. Длительность работы со специалистом зависит от многих факторов, таких как личность ребенка, причины обращения. Иногда бывает достаточно 2-5 встреч, чтобы увидеть положительный результат. Помните, что чем дольше Вы откладываете визит к детскому психологу и «запускаете» проблему, тем большее количество сил и времени потребуется впоследствии на восстановление психологического равновесия Вашего ребенка.

Специалисты центра проводят консультации очно в Санкт-Петербурге и онлайн. Обратите внимание, что для маленьких детей формат работы онлайн не подходит, но вы можете проконсультироваться по вопросам воспитания, построения взаимодействия с детьми, о психологических потребностях ребенка в конкретном возрасте.

Прием ведут опытные детские и подростковые психологи и психотерапевты:

chto sprosit psixologa 97B32 Что спросить у психолога о ребенке
Трощенко Наталья Олеговна
детский и подростковый психолог
chto sprosit psixologa BD890 Что спросить у психолога о ребенке
Пекарчик Екатерина Олеговна
детский и подростковый психолог
Кононенко Сергей Олегович
Клинический психолог, подростковый психолог (с 12 лет)
Рудницкая Елена Валентиновна
Детский психотерапевт

Читать также:

Записаться на консультацию к детскому психологу в СПб Вы можете по телефону (812) 640-38-55 , написав в ,
а также Вы можете задать вопрос специалисту, заполнив форму ниже.

Готовность ребенка к школьному обучению или О чем будет спрашивать психолог

Готов ли ребенок к школе? Этим вопросом задаются родители, похоже, уже с 2-х — 3-х летнего возраста своего чада. Школы развития, почти принудительная социализация, подготовительные курсы. И никакой гарантии, что ребенок хорошо адаптируется и в школе проблем не будет. Бывает наоборот – практически никаких занятий, а в школе у ребенка все нормально, ну, во всяком случае, так утверждает мама. Да и еще напасть – предстоит собеседования со школьным психологом. Что будет на собеседовании с учителем, можно предположить: игры со словами, счет, чтение, возможно, логические ряды. А вот психолог? К чему готовиться?

chto sprosit psixologa 9D12 Что спросить у психолога о ребенке

Диагностика школьной готовности психологом начинается с того момента, когда ребенок вошел в кабинет…

Вот заходит молодой человек, а родители привычно снимают с него куртку, шапку, приглаживают волосы (мда, кто ж тебе в сентябре, ребенок, куртку с шапкой снимет, стресс – все разделись, а ты не успел, да еще вещи постоянно теряются). Девочка – зашла и, театральным жестом закрыв лицо руками, отворачивается к стене. Мама: «Она у нас такая стеснительная, с ней надо подружиться». А в классе 25 детей, и каждый имеет право на доброжелательное внимание и особое отношение. Интересно, будет ли готова мама объяснять дочери в сентябре, что учитель не может спрашивать только ее, хвалить только ее. А если учитель сегодня уделил особое внимание другому ребенку, то это совсем не значит, что учитель тебя не любит.

Важная процедура – знакомство. Называю себя, говорю, что я психолог. Спрашиваю, знает ли, зачем сюда пришел. Частые ответы: «В школу записываться» (ну, я-то в школу не записываю). Иногда пожимает плечами, иногда говорит, что родители сказали, что надо в школу идти. Называет свои фамилию, имя, отчество (отчество могут назвать далеко не всегда.) Как зовут маму, папу? Иногда вдруг совсем детсадовское — «папа Дима», ладно, может, волнение, поможем. Домашний адрес. Камень преткновения: кем работают родители. Ответы: «на работе; за компьютером; директором; не знаю, они мне не говорили».

Читайте также:  Грандиозные планы это какие

Папы и мамы! Даже первокласснику можно объяснить, кто такой менеджер, программист, бухгалтер. Ему же очень надо знать про вас, про свою семью больше. Это то, что будет его поддерживать в нелегкий период адаптации к школе. Да и связь с вами крепче будет.

Беседуем о школе. Вопрос «Хочешь ли в школу?» можно не задавать, даже если не хочет, не скажет. А вот интересно, как ты думаешь, какой у тебя будет любимый предмет в школе? КАК химия? Вынуждена тебя огорчить, малыш, химию в первом классе не изучают. Но посыл интересный… А сколько лет в школе учатся, знаешь? А сколько уроков в день будет? Если не знает, рассказываю. Интересна реакция: «Письмо каждый день? У-у-у, я это не люблю…» (а вот это вопрос уже к родителям: когда ваш ребенок успел приобрести негативное отношение к письму?). А читать любишь? А какую тебе вчера книжку читали? Родители начинают объяснять, что именно вчера так сложилась ситуация… (Знали бы вы, что именно это же самое сказали уже родители троих детей до вас).

А теперь давай сыграем в школу. Я буду давать тебе задания, а ты их постараешься выполнить.

Память. Сколько слов запоминает из 10 случайных простых слов (лес, окно, вода). 3-4 – маловато. А если я еще раз слова скажу, сколько сможешь повторить?

Мальчик. Запомнил с первого предъявления четыре слова.Читаю слова еще раз – повторяет пять, но… других. Читаю еще раз – снова пять, и снова нет слов из предыдущего повтора. А теперь представьте, если учитель на уроке попросила его повторить правило.

Снова мальчик. Запомнил 7 слов, но … «гроза» вместо «грома», «лоб» вместо «носа». Запоминаешь ассоциативно? Молодец. Но хорошо ли ты слышал те слова, которые я произносила? И умеешь ли отличать похожее от одинакового? А если я прочитаю тебе небольшой рассказ, несколько предложений, сможешь ли запомнить, о чем он был?

chto sprosit psixologa 01B5 Что спросить у психолога о ребенке

А картинки как запоминаешь? Можно смотреть полминуты, потом я картинки закрою, а ты мне скажешь, что запомнил… А интересно, почему ты взглянул на картинки и отвернулся со словами «Я запомнил». Ты еще не знаешь, что узнать и запомнить – это не одно и то же? И никогда не играл в «Парочки» и «Что изменилось?». Это очень увлекательные игры! Только не на компьютере. Карточки надо руками, а не «мышкой» переворачивать. Правда, для такой игры нужен партнер. А мама так устала вечером…

Осведомленность. Основа мышления. Несколько лет наблюдаю интересную картину. Осведомленность будущих первоклассников стала мозаичной. Может знать планеты Солнечной системы и не знать, кто такой карась. А как называется столица нашей Родины?

Собеседование в тот раз проходило 10 мая. Вчера был праздник, цветы ветеранам, салют. Какой праздник был вчера? – День Победы. Скажи, пожалуйста, а какую победу мы празднуем? Кто кого победил? – Молчание, вопросительный взгляд в сторону родителей.

Есть такое задание. Я называю слова, а ты к моим словам придумай два своих, чтобы подходили. Я начинаю «Стул, диван…» Здесь проблем, обычно не бывает: «стол, кресло и т.д» Иногда пугаются, что слишком просто, начинают искать подвох. А как все это одним словом назвать ? Правильно, мебель.

Девочка. Я называю: «Москва, Париж…», продолжает «Арбат, Штальман» А как назвать все это одним словом? Магазины…

Исключение лишнего. Я тебе назову слова (покажу картинки). Все слова (картинки) друг к другу подходят, а одно лишнее. Найди его. «Молоко, сметана, колбаса, сыр, ряженка…». Варианты: «нет лишнего; ряженка, мы ее не покупаем, а что такое ряженка (помните про осведомленность?), сыр, он твердый…» Задание очень показательное. Для того, чтобы обобщать и сравнивать, необходимо уметь относить предмет к определенной категории. А для этого нужно понимать, что здесь главное. В нашем примере – не твердость, а сырье (молоко или мясо).

Это наболевшее. В погоне за творчеством мы иногда забываем дать основы. В тетрадке для младшей группы «Раз ступенька, два ступенька» есть недопустимые, на мой взгляд, задания: «Две рыжие кошки, черная кошка, рыжая собака (картинки). Кто здесь лишний?» Предполагается, что правильных ответов два: собака, потому что все остальные кошки. Черная кошка, потому что остальные — рыжие. Так нельзя. Ребенок должен сначала усвоить, что принадлежность к кошачьему племени важнее цвета. Из той же тетради, только для другой группы: собака, шкаф, стол на трех ножках. Кто здесь лишний… Какие варианты будут, уважаемые родители?

Задания на аналогии. Это многим взрослым знакомо: что подходит к ноге так же, как перчатка к руке? Стол-скатерть, пол — … (выбери из моих слов: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди). Знаете, какой ответ самый частый после правильного? Пыль! Что же у нас на полу-то лежит… Задание это сложное, логическое мышление только начинает развиваться. Именно с этим заданием плохо справляются шестилетки, год — разница серьезная. И еще это задание хорошо показывает, понимает ли ребенок, что между предметами/явлениями есть связь. А то иногда возникает проблема определить связь между градусником и температурой.

Читайте также:  Какую стрижку сделать на тонкие редкие волосы

А мы продолжим. Можешь ли скопировать образец? Вырезать кружок из бумаги? Завязать шнурок на моем планшете-шнуровке?

Все это время ребенок себя как-то ведет, ему интересно или нет, он сталкивается с неудачей и реагирует на нее. Это бывает показательней, чем само выполнение заданий.

Skolko sejchas mozhet stoit Что спросить у психолога о ребенке
Сколько сейчас может стоить советская сберкнижка? Зависит от ее года выпуска
10 часов назад
Valeriya pokazala svoe Что спросить у психолога о ребенке
Валерия показала свое лицо без макияжа: вы только взгляните!
6 часов назад

И еще… Если мы с будущим первоклассником встретились первый раз, можно предположить, что на результаты диагностики повлияла незнакомая ситуация и волнение. Пусть встреча со школьным психологом не становится для Вашего ребенка стрессом.

…Сегодня мы идем к школьному психологу, который хочет познакомиться с ребятами, поступающими в первый класс. Он предложит тебе интересные задания, а ты их постараешься выполнить. Если нам эти задания понравятся, мы сможем поиграть в них дома…

Собеседование у психолога при приеме ребенка в школу

Процесс приема в школу – это достаточно непростая для ребенка процедура, к которой желательно подготовиться заранее. И в этом вам поможет данная статья, в которой мы постарались высветить основные моменты собеседования у психолога при приеме детей в школу.

Собеседование у психолога при приеме ребенка в школу

Не секрет, что сейчас при приеме ребенка в школу к будущему первокласснику предъявляются очень высокие требования. Если еще 30 лет назад малыш мог спокойно поступить в начальную школу, не умея ни считать, ни читать, то сегодня эти умения считаются не просто нормой, а обязательным условием приема в образовательную организацию. Поэтому многие родители стараются уделить большое внимание подготовке ребенка к школе: кто-то делает это самостоятельно дома, а кто-то отправляет малыша на платные дополнительные занятия в развивающих центрах или на курсах, организованных при начальной школе.

Отметим, что на дополнительных занятиях педагоги обучаются детей по специальной образовательной программе, которая включает в себя помимо базовых занятий по счету и чтению, такие направления подготовки, как развитие речи, психогимнастика, обучение грамоте, математическое моделирование.

При приеме в школу малыш также должен будет пройти собеседование у психолога, задачей которого является выявление уровня подготовки ребенка к школе и степени развития психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи. При этом, если не умение считать или читать ребенку еще могут простить, то положительный вердикт психолога – это основополагающий фактор. То есть, как вы, наверное, уже поняли, процесс приема в школу – это достаточно непростая для ребенка процедура, к которой желательно подготовиться заранее. И в этом вам поможет данная статья, в которой мы постарались высветить основные моменты собеседования у психолога при приеме детей в школу.

Как проходит собеседование у психолога?

chto sprosit psixologa C61A1 Что спросить у психолога о ребенке

Собеседование у психолога, как правило, длится около 30-40 минут. Обязательным условием собеседования является присутствие одного из родителей, поскольку во-первых, таковы требования Закона, а во-вторых, ребенок в таком случае чувствует себя более комфортно и уверенно. При себе необходимо иметь папку-скоросшиватель с файлами (5 шт.) и листы бумаги формата А4 (10 шт.).

Родители заполняются карточку-анкету, в которой предоставляют основную информацию о себе (ФИО, дата рождения, место работы и должность, образование), указывают состав семьи, обеспеченность жильем (в том числе требуется сообщить, имеет ли ребенок собственную комнату, спальное место и рабочий уголок), описывают, чем занимается ребенок в свободное время, имеет ли проблемы со здоровьем и т.д.

Читайте также:  Как убрать бока и живот женщине упражнения

После окончания «официальной» части собеседования у психолога, наступает время непосредственного общения специалиста с ребенком. Будущему первокласснику задают несколько общих вопросов и просят выполнить ряд заданий.

Основные вопросы при собеседовании у психолога

Вопросы школьного психолога могут варьироваться в зависимости от квалификации специалиста и его ответственности при выполнении своих профессиональных обязанностей. Тем не менее, существует ряд основных вопросов, которые, скорее всего, обязательно прозвучат. И если заранее их с ребенком «прорепетировать», то ваш малыш сможет поступить в школу без особых проблем.

Итак, желательно подготовить ребенка к следующим вопросам:

  1. Скажи, пожалуйста, как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет? Назови дату рождения? Какое сейчас время года?
  3. Расскажи про маму (папу): как зовут, где работает, сколько лет?
  4. Где ты живешь? Назови свой адрес.
  5. Кто живет вместе с тобой? Расскажи про брата (сестру), бабушку (дедушку), кошку и т.д.
  6. Чем ты занимаешься в свободное время?
  7. Ты хочешь учиться в школе? Почему?

В разных учебных заведениях могут быть и другие несложные вопросы, на которые ребенок 6-7 лет обычно знает правильный ответ:

  • Посчитай от 1 до 10 и обратно.
  • Что меньше (больше) — 2 или 5?
  • Каких домашних животных ты знаешь? А диких?
  • Какие дни недели тебе известны? Месяцы года?
  • Какое сейчас время года? Почему ты так решил? и др.

Основные задания, выполняемые ребенком при собеседовании у психолога

chto sprosit psixologa EE5B96B Что спросить у психолога о ребенке

После устного тестирования, школьный психолог предлагает ребенку выполнить ряд заданий. Особой популярностью у специалистов пользуются такие задания:

Психолог просит малыша нарисовать на листе бумаги человека (здесь специалист будет оценивать местоположение рисунка на листе, толщину линий, насколько прорисованы детали рисунка: есть ли пальцы на руках, шея, волосы на голове, нос, глаза, брови на лице, уши).

Ребенку предлагают продолжить предложение: «Сейчас светло, значит…», «Утром мы завтракаем, а днем…» и т.д.

Специалист предлагает малышу сыграть в игру. Психолог задает вопросы, а малыш должен отвечать на них так, как захочет, но нельзя использовать «запрещенные» слова: «да» и «нет». Например, «Ты любишь играть?» (ребенок должен отвечать: я люблю играть), «Тебе нравится болеть?» (мне не нравится болеть) и т.д.

Задание на знание геометрических фигур включает в себя не только вопросы типа: «Какие геометрические фигуры ты знаешь?» и «Перечисли геометрические фигуры», но и выполнение теста на логику. На листе бумаги расположены в ряд геометрические фигуры с рисунком внутри, необходимо дорисовать пропущенные фигуры, а также нарисовать нужный рисунок внутри фигуры.

Психолог просит ребенка разложить карточки в такой последовательности, чтобы получился рассказ. Кроме того, ребенок должен озвучить свой рассказ.

Специалист называет ряд слов: лес, вода, хлеб и т.д. (всего 10 слов). Ребенок должен повторить все слова. Если ребенок не может их вспомнить, психолог повторяет слова, затем просит назвать их снова. Для прохождения этого задания ребенку дается три попытки.

Психолог раскладывает перед ребенком картинки (всего 10 шт.), просит малыша внимательно рассмотреть их и запомнить, а затем картинки убираются. Будущему первокласснику предлагают назвать все картинки, которые он вспомнит. При необходимости задание повторяется несколько раз.

Для выяснения математических способностей ребенку предлагают решить несложные математические примеры (на сложение и вычитание).

Мелкая моторика, аккуратность и способность к концентрации внимания проверяется путем просьбы вырезать картинку по линии.

chto sprosit psixologa C2B4C Что спросить у психолога о ребенке

Еще одно обязательное задание представляет собой тест с лишними картинками. Ребенку необходимо исключить лишний предмет из ряда карточек. Например, на карточке изображены животные: корова, коза, лошадь и кот. Требуется найти лишний предмет и объяснить свой выбор.

Психолог предлагает ребенку выполнить графический диктант на листе в клеточку. Специалист диктует маршрут движения от определенной точки: например, три клеточки вверх, одну – вниз, две – влево, три – вправо и т.д. Затем ребенок должен нарисовать полученный рисунок ниже, но таким образом, чтобы он смотрел в другую сторону.

Как видите, перечисленные выше вопросы и задания, направленные на определение готовности ребенка к школе, не такие уж и сложные. И любой мало-мальски подготовленный малыш может с легкостью пройти собеседование у школьного психолога. Главное, не волноваться, систематически заниматься подготовкой ребенка к школе (в том числе, используя упомянутые нами вопросы и задания), но при этом не ограничивать его готовыми ответами и шаблонами.

При написании статьи использовались следующие материалы:

https://fidem.spb.ru/detskiy-psyholog/

https://www.u-mama.ru/read/obaby/preschoolers/6525-gotovnost-rebenka-k-shkolnomu-obucheniyu-ili-o-chem-budet-sprashivat-psiholog.html

https://fulledu.ru/articles/959_sobesedovanie-u-psihologa-pri-prieme-rebenka-v-shk.html

Leonid Yakubovich sbrosilsya Что спросить у психолога о ребенке
Леонид Якубович сбросился с высоты второго этажа
8 часов назад
V Rossii vvedut novyj perechen Что спросить у психолога о ребенке
В России введут новый перечень запретов на использование авто
8 часов назад

Вы находитесь на этой странице:

Читайте также